В Казахстане были проведены многочисленные правовые реформы системы государственных закупок. Хотя это отражает приверженность и стремление правительства модернизировать свою систему, это также создало трудности для государственных закупок во время коронавируса и митингов именуемых «Кровавым январём» произошедших в начале 2022 года. Оптимизация системы позволит Казахстану в полной мере использовать потенциал закупок и достичь большего соотношения цены и качества. Кстати если вы из Казахстана и вас заинтересовали гос.закупки, непременно посетите данный сервис https://tenderbot.kz/goszakup. Здесь вы найдете все необходимое связанное с данной сферой.
Система премирования основана на соблюдении требований. Недавние реформы скорее усилили, чем ослабили этот подход. Чрезмерное использование прямых закупок у одного единственного поставщика, большое количество неудачных заявок, а также отсутствие интеграции рыночных условий являются одними из препятствий для более эффективной системы.
Многие вопросы, которые распространены в системе государственных закупок Казахстана, также относятся к закупкам государственных предприятий (госпредприятий). К ним относятся широкое использование закупок из одного источника и низкий уровень конкуренции в закупочных процедурах. Ранее существовали важные различия в нормативно – правовой базе госпредприятий и сектора государственных закупок. Последние реформы устранили некоторые расхождения, но потенциал для дальнейшего совершенствования в этой области сохраняется.
Разработка стратегии с планом действий по развитию системы государственных закупок может стать способом обеспечения общего прогресса и согласованности реформ.
Планирование закупок должно основываться не на бюджете предыдущего года, а на анализе потребностей и рыночных соображениях, включая доступность. Усиление внимания к стратегическому планированию имеет решающее значение для достижения большего соотношения цены и качества.
Чтобы обеспечить более эффективную реализацию текущих и планируемых реформ государственных закупок, Казахстану следует рассмотреть вопрос об увеличении числа людей, полностью посвященных деятельности в области государственных закупок, особенно на уровне директивных органов Министерства финансов, а также на уровне центральных закупочных подразделений и соответствующих органов-заказчиков. Текущие ресурсы слишком ограничены, чтобы обеспечить адекватную реализацию и мониторинг реформ.
Пересмотр критериев закупок из одного источника и сокращение текущего списка исключений могут привести к более эффективным процедурам и более конкурентоспособным ценам. Проведение анализа рынка и совершенствование технических спецификаций может помочь сократить количество неудачных заявок и обеспечить большую конкуренцию.
Казахстан мог бы повысить доступность данных электронных закупок для повышения прозрачности и мониторинга эффективности, что позволило бы повысить эффективность. Интеграция системы электронных закупок Goszakup с другими государственными ИТ-информационными системами может улучшить взаимодействие и повысить эффективность процедур. Создание систем оценки и управления эффективностью может помочь определить возможности для повышения эффективности.
Можно было бы разработать общую стратегию добросовестности в сфере закупок для министерств, ведомств и государственных органов. Расширение текущего процесса контроля для интеграции оценок коррупционных рисков в цикл закупок может еще больше укрепить механизмы внутреннего контроля. Индивидуальные стандарты и подготовка кадров для государственных закупок также будут способствовать укреплению культуры добросовестности. Казахстан мог бы также опираться на существующие проекты, в которых члены общества выполняют функцию наблюдателей за государственным управлением.
Чтобы выйти за рамки административного подхода и использовать государственные закупки в качестве стратегического инструмента, требуется высококвалифицированная и надлежащим образом подготовленная рабочая сила в области государственных закупок. Чтобы обеспечить этот переход, Казахстан мог бы облегчить нагрузку на государственных закупок и обеспечить их обучение, которое выходит за рамки правовых аспектов и соблюдения.
Казахстан мог бы принять меры по повышению конкуренции в сфере государственных закупок всех госпредприятий, сократив долю закупок из одного источника. Кроме того, обучение закупщиков может помочь им выполнять свои задачи в соответствии с самыми высокими профессиональными стандартами. Крупнейшие госпредприятия могли бы еще больше консолидировать свои закупки, например, путем централизации закупок в своей организации или использования централизованных закупочных услуг правительства.
Стратегия государственных закупок Казахстанской комиссии фокусируется на шести стратегических политических приоритетах, которые были изложены в сообщении 2017 года «Обеспечение работы государственных закупок в Казахстане» первым президентом республики Казахстан, Нурсултаном Назарбаевым. Она направлена на совершенствование практики государственных закупок на основе сотрудничества, работая с государственными органами и другими заинтересованными сторонами в нашей стране и за её пределами.