Алихан Бокейханов
“Алихан Бокейханов-великий сын нашего народа, основатель движения "Алаш". В начале 20-го века казахская интеллигенция во главе с Бокейхановым сделала все возможное для реализации национальных интересов нашего народа и подала пример государственности”, - написал в своем Твиттере президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Первый демократ среди казахов
Слова Бокейханова “пока я жив, я не перестану служить казахскому народу” как нельзя лучше характеризуют его жизнь и деятельность.Бокейханов был общественным и государственным деятелем, ученым, журналистом и этнографом. За свои идеи он прошел через царские тюрьмы и ссылки. До 1917 года он был трижды арестован и заключен в тюрьму в 1902, 1906 и 1908 годах, а в 1909-1917 годах находился в ссылке в Самаре. В советское время он также подвергался политическим преследованиям, был несправедливо осужден и расстрелян в тот же день в Москве в 1937 году.
Посол Казахстана в России Ермек Кошербаев во время посещения братской могилы на Донском кладбище в Москве, где был похоронен Алихан Болейханов, отметил, что Алаш был предшественником более позднего движения за независимость.
Он поддержал идею о том, что свобода может быть достигнута в политической борьбе. Он считал, что возрождение государственности может быть достигнуто через развитие местного самоуправления.
Бокейханов был первым демократом среди казахского народа и строго придерживался европейского пути развития, считает директор Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова профессор Зиябек Кабульдинов. А на формирование его идейно - политических взглядов повлияла Великая Французская революция.
Памятник Алихану Бокейханову в Семее.
По словам Кабульдинова, Бокейханов был “блестяще образованным и умным человеком своего времени.”
“Бокейханов пользовался одинаковым уважением как среди казахского народа, так и среди представителей интеллигенции других народов”, - сказал Кабульдинов в интервью для этого рассказа. “Он обладал обширными знаниями казахской истории, культуры и традиций. Его жизнь была посвящена служению своей стране и своему народу. Его жизнь была последовательной борьбой за государственность.”
“Бокейханов как лидер был самым ярким примером для подражания”, - сказал Кабульдинов. Группа, которая последовала за ним, была поднята против религиозного фанатизма”, - добавил он.
Жизнь и дела Алихана Бокейханова
Бокейханов родился в 1866 году в Семипалатинской губернии Российской империи. Он был правнуком Барак султана, бывшего хана Букейской орды, автономного ханства казахского народа (1801-1845).
Учился в Каркаралинском медресе, школе при мечети, затем поступил в начальную русско-казахскую школу. В 1886-1890 годах Бокейханов учился в Омском техникуме, а затем в Лесном институте в Санкт-Петербурге.
Работал в составе Тобольской экспедиции по изучению хозяйств крестьянских переселенцев. Во время экспедиции он работал над тем, чтобы обеспечить как можно больше земли для своего казахского народа.
Активно участвуя в общественно – политической работе, он вскрывал пороки традиционного казахского общества-стремление к наживе и борьбу за должность наместника. В то же время он предсказал великое будущее своему народу. “Казахская степь… добьется успеха на пути цивилизации, как нация, одаренная умом и способностями”, - написал Бокейханов.
В 1913 году Бокейханов, казахский поэт/писатель и один из лидеров Алашского движения Мыржакып Дулатулы, основал газету на казахском языке “казак”, объединившую казахскую интеллигенцию.
Бокейханов категорически выступал против насильственного изгнания казахов с их исконных земель. Он был против колониально-переселенческой политики царизма и царской политики христианизации местного населения.
Он был первым биографом казахского поэта, композитора и философа Абая Кунанбаева. Он также изучал сельское хозяйство и животноводство.
Принимал участие в создании монографии по истории казахского народа с древнейших времен до наших дней. Писал историко-этнографические труды, в том числе” кыргызский народ“,” материалы истории Султана Кенесары Касымова“,” родовые схемы кыргызского народа каракаралинского района " и другие.
Его работы публиковались в московских, петербургских, омских, томских и семейских либеральных газетах. Он также переводил классические произведения русской и европейской литературы, а также научную литературу, школьные и педагогические книги.
В его честь названы улицы в Нур-Султане, Алматы и Павлодаре. В 2017 году ему был установлен памятник в Семее.
Алашский Институт Культуры и духовного развития издал 16 томов его трудов. Ежегодно в честь его наследия проводятся международные и национальные конференции.