Актобе, 11 июня 2025 г. Под эгидой Совета по экономике, предпринимательству и аграрному сектору при Актюбинском областном филиале партии AMANAT состоялся круглый стол, посвященный проблемам отечественного производства продуктов питания, в котором приняли участие местные производители, представители региональной палаты предпринимателей и Альянса отраслевых союзов пищевого сектора РК.
На мероприятии обсуждалась проблема доминирования импорта на продовольственном рынке в регионах Казахстана и те угрозы которые оно несет казахстанскому производству продуктов питания и продовольственной безопасности страны. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция к снижению доли казахстанских продуктов в торговых сетях и на рынках страны, которая присуща в том числе Актюбинской области и городу Актобе. Доля импортного товара на торговых полках региона, по оценкам участников круглого стола, составляет не менее половины от всего объема и продолжает расти. Но при этом отношения производителей и торговых сетей не регулируются государством и ритейлеры, пользуясь своим «правом сильного», устанавливают в своих супермаркетах для отечественных производителей крайне невыгодные условия.
С целью улучшения положения депутатами Парламента инициирован законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам поддержки отечественных товаропроизводителей», было озвучено на мероприятии. Однако из полученного отраслевыми союзами от НПП «Атамекен» проекта заключения следует, что практически всем предложениям, которые содержатся в патриотичном законопроекте, дано отрицательное заключение правительства. И это при том, что неотрегулированные отношения отечественных производителей с торговыми сетями с каждым годом всё больше и больше осложняют положение и ставят под угрозу само существование казахстанского производства продуктов питания.
Как сообщил С. Курманалин, все последние годы наблюдается экспансия на казахстанский рынок продуктов от российских, белорусских производителей. Например, России для своих производителей 100-процентно покрывает транспортные расходы на пути от завода до точки реализации. У нас же, к сожалению, такой меры господдержки нет. И таких моментов много. А так как мы находимся в одном экономическом союзе, получается недобросовестная конкуренция, которая ещё осложняется массированным завозом продуктов по «серым схемам». Завозят «газелями», фурами, дают объявления о продаже, естественно, не платят налоги. Есть пример, когда прямо в частном доме поставили промышленные охладители и завозили молоко с Кабардино-Балкарии на фурах, а фасовали его прямо в гараже. Представляете какое там качество и безопасность? Между тем, качество продуктов местных производителей обеспечивается и отслеживается. И оно ничем не уступает товарам других производителей, скажем, из Белоруссии. Однако из-за того, что для отечественных производителей не создано даже не приоритетных, а хотя бы справедливых конкурентных условий, именно экспорт белорусских молочных продуктов показал за год рост на 51 процент.
По данным С. Курманалина, на территории Казахстана сейчас действуют порядка 130 торговых сетей «Белорусские продукты №1» и порядка 120 точек в торговых объектах. Эти данные свидетельствуют о масштабной экспансии и устойчивом присутствии продукции из Белоруссии на внутреннем рынке Казахстана. По итогам 2024 года зафиксирован существенный рост импорта отдельных категорий продовольственных товаров из Белоруссии по сравнению с 2023 годом: импорт молока увеличился на 51% (с 3,3 до 5,0 тыс. тонн); сыров и творога - на 30% (с 11,2 до 14,5 тыс. тонн); колбасных изделий - на 2,6% (с 10,4 до 10,7 тыс. тонн). Такое динамичное расширение импорта указывает на возрастающую долю иностранных товаров на рынке и на то, что казахстанским продуктам на местных торговых площадках уже практически не остается.
На круглом столе было отмечено, что подготовленный законопроект как раз и призван привлечь внимание ко всему этому комплексу проблем. В проекте закона представлено несколько важнейших блоков и один из них касается здорового протекционизма в отношении отечественных продовольственных товаров на торговых полках. Вошедшие в этот блок предложения направлены на то, чтобы государство регулировало этот вопрос и создавало приоритетные условия отечественным товарам в торговой рознице.
Второй блок касается вопросов пищевой безопасности импортной продукции. Данные предложения направлены на борьбу с импортными продуктами сомнительного качества. Дело в том, что импортные продукты, согласно существующим правилам, не проверяются у нас постоянной основе, а могут завозиться по сути бесконтрольно, пройдя лишь одну проверку в год. Также существует проблема «серого» импорта, так как значительная часть товаров, прежде всего из соседних стран, попадает в Казахстан по «серым» схемам и, естественно, минует какие-либо санитарные проверки, эти товары непроверенного качества, кроме того, с них не выплачиваются налоги.
Нашим продуктам все сложнее выдерживать несправедливую конкуренцию с таким дешевым импортом. С одной стороны, производители, заходящие официально, демпингуют, чтобы закрепиться на рынке и получают от торговых сетей выгодные условия. С другой, - существует огромная доля «серого» импорта, который пересекает границу без проверок и наводняет рынки, базары и магазины у дома. На этом фоне казахстанские производители не могут реализовать свои качественные продукты и сокращают свой ассортимент, свои производства, а некоторые и вовсе закрываются.
На круглом столе было отмечено, что все высказанные в регионе предложения будут учтены при подготовке новых предложений по совершенствованию законодательства. Участники подчеркнули, что несмотря на все озвученные сложности в прохождении инициатив по поддержке отечественного производства, необходимо продолжать продвигать меры, направленные на поддержку казахстанских производителей.
Участники мероприятия сошлись во мнении, что необходимо добиваться справедливых условий для всех производителей и поставщиков на рынке и обеспечивать мерами защиты и специального регулирования в отечественной торговле отечественных производителей, от которых зависит как пополнение бюджета налогами, так и такой важный показатель, как продовольственная безопасность страны.